Воспитательная работа

 

Зам. директора по ВР Пугачёва Л.Е.

Концепция воспитательной работы в техникуме

Актуальность

В условиях становления в России гражданского общества и правового государства главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию.

Воспитательная работа реализуется в соответствии с действующим законодательством и локальными нормативными актами: Законом РФ «Об образовании», законодательными актами Республики Крым, Уставом техникума, приказами и распоряжениями директора, правилами внутреннего распорядка, правилами по охране труда, технике безопасности.

Образовательное учреждение обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, формирования общих и профессиональных компетенций, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Осуществляя подготовку специалистов, преподавательский коллектив техникума исходит из того, что она должна соответствовать новой парадигме современного образования: «Главное не только освоение знаний и умений, но и развитие личности, формирование ее ключевых и профессиональных компетенций».

Функции воспитательной деятельности

– развивающая (развитие творческой личности, способной к самовыражению);

– интегрирующая (взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутренних и внешних связей);

– управленческая (оптимизация функционирования и развития техникума, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессиональный рост педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы);

– защитная (в основе взаимоотношений субъектов воспитательного процесса – взаимопонимание, сотрудничество, педагогическая поддержка, создание ситуации успеха);

– компенсирующая (создание в техникуме условий для всестороннего развития всех субъектов УВП);

 

– корректирующая (коррекция поведения обучающихся).

 

Принципы организации воспитательной деятельности

  1. Принцип системности: работа по реализации программы должна охватывать все сферы жизнедеятельности обучающихся в техникуме;
  2. Принцип вариативности: использование различных вариантов технологий и содержания воспитания, нацеленность системы воспитания на формирование вариативности мышления, принятия вероятностных решений в сфере профессиональной деятельности;
  3. Принцип природоспособности: учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
  4. Принцип гражданственности: соотнесение воспитательной деятельности с интересами общества и государства, признание ответственности обучающихся за свое поведение;
  5. Принцип личностного подхода в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью; уважение уникальности и своеобразия каждого обучающегося; признание его социальных прав и свобод.
  6. Принцип дифференциации воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания, учет мнения обучающихся, педагогов и родителей в воспитательном процессе в соответствии с культурно – историческими, социально-психологическими условиями.

Основные задачи

  1. Создание целостной системы воспитания образовательного учреждения:
  • определение приоритетов воспитательной работы;
  • создание оптимальной социокультурной среды, направленной на творческое самовыражение и самореализацию личности обучающегося;
  • осуществление личностного развития обучающихся, их морально-этического воспитания;
  • формирование и развитие активной жизненной позиции;
  • гражданско-патриотическое воспитание будущих специалистов;
  • выработка у обучающихся навыков самостоятельности и конструктивного поведения на рынке труда;
  • организация взаимодействия сообщества ГБПОУ РК «БТСТ» с государственными учреждениями и органами, общественными и иными организациями, средствами массовой информации.
  1. Организация работы по социальной адаптации обучающихся первого курса, деятельности по правовому воспитанию и профилактике асоциального поведения среди обучающихся, профилактике безнадзорности и правонарушений.
  2. Осуществление методического обеспечения, изучения, обобщения, внедрения и распространения передового опыта воспитательной работы, организационно-методического обеспечения деятельности органов студенческого самоуправления ГБПОУ РК «БТСТ» и общежития, родительского комитета; взаимодействие с отделами по воспитательной работе образовательных учреждений среднего профессионального образования Республики Крым и РФ;
  3. Развитие общественной активности в студенческой среде:
  • поддержка самоорганизации обучающихся в решении важнейших проблем жизнедеятельности в ГБПОУ РК «БТСТ»;
  • создание нормативно-правовых, социально-экономических, организационных условий для развития молодёжной политики в техникуме, более активного созидательного включения учащейся молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь ГБПОУ РК «БТСТ» и общества;
  • реализация общественно значимых инициатив учащейся молодёжи, общественно полезной деятельности, творческих объединений;
  • раскрытие инновационного потенциала в интересах развития самих обучающихся.

 

 

Основные направления воспитательной деятельности

– адаптация первого курса;

– духовно-нравственное воспитание;

– гражданско-правовое воспитание;

– воспитание толерантности;

– воспитание профессионально-личностных качеств;

– воспитание осознанного отношения к здоровому образу жизни;

– развитие самоуправления обучающихся.

Обеспечение реализации воспитательной функции в техникуме

Реализация указанных в концепции задач должна осуществляться системно через учебный процесс, производственную практику, научно-исследовательскую работу, самоуправление и систему внеучебной воспитательной работы по всем направлениям.