Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья
Получение детьми с ограниченными возможностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Новый Закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
- инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Кроме этого, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Поддержка студентов с ограниченными возможностями здоровья
Социальные льготы и выплаты студентам, признанным в установленном порядке инвалидами детства, инвалидами 3 группы
Студентам, признанным в установленном порядке, инвалидами детства (до достижения 18 лет), инвалидами 3 группы, обучающимся в техникуме, предоставляются следующие выплаты и льготы:
- государственная социальная стипендия (при наличии документа из органов социальной защиты населения по месту жительства для получения государственной социальной помощи, выплата осуществляется ежемесячно)
- иногородним студентам предоставляется общежитие.
По вопросам назначения стипендий и оформления льгот студент данной категории может обратиться:
- к заместителю директора по учебно-воспитательной работе;
- в отдел социально-психологического сопровождения студентов.
Требования к оформлению студентом первичной документации:
- наличие заявления студента с положительной резолюцией заместителя директора по учебно-воспитательной работе;
- наличие справки из органов медико-социальной экспертизы с данными по освидетельствованию студента (удостоверение инвалида);
- наличие документа из органов социальной защиты населения по месту жительства для получения государственной социальной помощи (удостоверение инвалида).
законаот 01.12.2014 N 419-ФЗ)
семейного образования.